27-09-2013, 19:55, Категория - Космос
Работа в космосе

12 апреля 1961 года на одноместном космическом корабле «Восток-1» советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире полет в космос. Этот полет вокруг Земли чуть было не закончился катастрофой. Во время вхождения в плотные слои атмосферы кабели, удерживающие две части космического корабля вместе, не разъединились, как это было предусмотрено, и аппарат начал быстро крутиться, выйдя из-под контроля космонавта.
К счастью, через 10 минут кабели сгорели, не выдержав высокой температуры, которая увеличилась из-за сопротивления воздуха. Космический корабль с Гагариным спустился на парашюте, как и было запланировано.

В данный момент, в космосе побывало уже более 400 человек. Первые полеты способствовали изучению околоземного пространства (например, высадка людей на Луну).

Эти полеты заложили основу для дальнейшей деятельности человека в космосе. Но какую же работу выполняют астронавты?

Работа в космосе

Экипажи космических челноков часто ремонтируют коммерческие спутники. Для этого после сближения корабля со спутником один из астронавтов, маневрирующий в пространстве с помощью индивидуального двигателя, пристыковывается к спутнику и останавливает его вращение. После этого дистанционный манипулятор захватывает спутник и втягивает его в отсек, где астронавты ремонтируют его. Раз в несколько лет астронавты проводят настройку, замену приборов и ремонт телескопа «Хаббл». Для этого астронавтам приходится выходить в открытый космос и ремонтировать телескоп в условиях невесомости. Время, проведенное в открытом космосе, называется работой за бортом космического корабля. Во время работы в космосе скафандр защищает космонавта от солнечной радиации, от столкновения с быстролетящим частицами межзвездной пыли или обломками других кораблей. Скафандр обеспечивает астронавта кислородом для дыхания и поддерживает благоприятную для организма температуру. Астронавты также проводят эксперименты, в которых используют физические условия, существующие на орбите, например невесомость. Суть невесомости заключается в том, что во время полета космического корабля с включенными двигателями все тела в космосе, в том числе и сами астронавты, ничего не весят.

Советский космонавт Алексей Леонов был первым человеком, который вышел в открытый космос. В марте 1965 года он провел за бортом «Восход-2» более десяти минут. Леонов был прикреплен к кораблю трубками, через которые осуществлялась подача кислорода и которые не давали ему улететь от корабля. В наши дни астронавты, которые выходят в открытый космос, не стеснены в движениях: их скафандры оборудованы реактивными двигателями и имеют собственный запас кислорода. Скафандры, предназначенные для выхода экипажа в открытый космос во время монтажных работ на Международной космической станции, могут использоваться без профилактического ремонта 25 раз.

Работа в космосе
Интерьер космической лаборатории «Спейслэб»

В 1983 году шаттл вывел на орбиту европейскую космическую лабораторию «Спейслэб». Она выдержала несколько запусков. Последний запуск состоялся в 1997 году. Изучая невесомость, астронавты провели на борту станции сотни научных экспериментов. Один из экспериментов заключался в наблюдении за распространением огня в условиях невесомости, что имеет большое значение при конструировании ракетных двигателей. В лаборатории досконально изучили воздействие невесомости на человеческий организм, на прорастание семян и развитие яйцеклеток животных.

Полеты шаттлов происходят так часто, что выход астронавтов в открытый космос воспринимается как привычное событие. Астронавты отрабатывают навыки передвижения в космосе в огромных цистернах с водой, похожих на огромные плавательные бассейны. При полетах в космос на шаттлах астронавты не испытывают таких больших перегрузок, как на других кораблях. Поэтому в экспедициях могут принимать участие исследователи, врачи, инженеры, ученые, не являющиеся профессиональными астронавтами. Но все члены экипажа должны пройти полный курс тренировок.